«Академия Контрактных

Отношений» награждена

дипломом Минобрнауки

о присвоении статуса

федеральной инновационной

площадки, осуществляющей

повышение квалификации

или профессиональную

переподготовку специалистов

в сфере закупок товаров,

работ и услуг для обеспечения

государственных

и муниципальных нужд.

Диплом

Новый 
образовательный
онлайн продукт
«Закупки.
Антикризисный
пакет»

15 модулей
по 1000 ₽

Подробнее

Закажите обратный звонок!

Ваш консультант
по обучению перезвонит:
расскажет о программах
и методике обучения,
предложит ин­ди­ви­-
ду­аль­ные ре­ше­ни­я.

Ваша заявка отправлена!
Скоро мы с Вами свяжемся.

Ваша заявка отправлена!
Скоро мы с Вами свяжемся.

Сведения
об образовательной
организации
Заявка на обучение
Выберите обучение
из списка

Повыш. квалификации 32ч.

Повыш. квалификации 40ч.

Повыш. квалификации 72ч. для поставщиков

Повыш. квалификации 72ч. для ОПК

Повыш. квалификации 144ч.

Професс. переподготовка 256ч. "Специалист в сфере закупок"

Професс. переподготовка 300ч. "Эксперт в сфере закупок"

Професс. переподготовка 512ч. "Эксперт в сфере закупок"

Корпоративное обучение

Спецпрограмма "15 модулей"

Обучение журналистов

Медиация

Пройдите проверку
Нажимая кнопку "Отправить"
Вы даете согласие на обработку
персональных данных

Встретимся
на Форуме-выставке
"ГОСЗАКАЗ"
24-26 марта
2021 года!

Мы готовим новый формат
лектория, а пока Вы можете
узнать свой уровень знаний
в сфере закупок и побороться
за призы в приложении
"ГОСЗАКАЗ"

Новости

18.05.2021
МЕДИАЦИЯ – ПРОГРЕССИВНЫЙ ФОРМАТ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ
Уважаемые читатели! Рады сообщить вам о запуске новой рубрики в сетевом издании «Цифровые Закупки», которая будет называться «Медиация в закупках». Мы уверены, что данная тема будет очень интересна для наших читателей. Сегодня предлагаем вашему вниманию первый материал, призванный познакомить вас с основными принципами процесса медиации.
 

Медиация – это способ урегулирования споров, который пользуется большой популярностью в разных странах мира, а в последнее время стал все активнее использоваться и в нашей стране. Медиация применима как при нейтрализации семейных конфликтов, так и при разрешении разногласий в бизнесе. Неудивительно, что теперь пришло время, когда о медиации стали говорить и применительно к теме госзакупок.

Но, прежде чем оценить возможности этого метода с учетом специфики нашего сектора экономики, неплохо получить хотя бы самые общие представления о медиации. Ведь до сих пор – несмотря на то, что история медиации в России насчитывает более двух десятков лет – у многих представление о ней либо отсутствует вовсе, либо существует в искаженном виде. Попробуем «на пальцах» разобраться в том, что же это за технология…

Традиционные способы урегулирования конфликтов

Существует притча, используемая медиаторами многих стран как иллюстрация медиативного способа урегулирования споров.

…Представьте, что у вас есть два ребенка младшего школьного возраста – допустим, Маша и Саша. И вот, они спорят за обладание апельсином, который случайно нашли закатившимся под диван. Каждый из спорщиков хочет получить апельсин целиком и непременно в настоящий момент, делиться и ждать никто не готов. Как поступит в такой ситуации взрослый? Обычно есть несколько традиционных сценариев: своей волей разделить фрукт на две равные части, уговорить кого-то уступить, разыграть апельсин или придумать какое-то соревнование, отвлечь внимание участников от спора в принципе, и, в конце концов, — отнять предмет спора и забрать его себе при нежелании сторон договариваться.

Если мы говорим, собственно, о ситуации с апельсином, то, конечно, ничего страшного не произойдет, если мы выберем любой из этих способов разрешения проблемы. Но если мы будем исходить из того, что эта история – всего лишь модель, символизирующая ту или иную стратегию разрешения спора, то неизбежно столкнемся с тем, что все упомянутые выше варианты поведения таят в себе существенные риски. И главный из них состоит в том, что, выбирая ту или иную линию, связанную с прямым или косвенным навязыванием своего решения сторонам конфликта, само противостояние мы зачастую не устраняем. Наоборот, обозленные невыгодным им решением стороны еще более активизируют враждебные действия. В случае с детьми это может быть отложенная месть в виде повреждения любимой игрушки соперника, а вот взрослые чаще идут другим путем – например, начинают заваливать выигравшего спор контрагента параллельными исками в различных судах и регионах. Получается, что якобы «разрешение» одного спора, на самом деле, порождает гораздо большее количество новых претензий, постепенно превращаясь в тотальное противостояние.

Чтобы понять, как избежать такого развития событий, и в чем могут состоять возможные альтернативы, предлагаем поразмыслить над самим феноменом неисполнения решений и, если говорить ближе, – о неисполнении судебных решений. Ведь, казалось бы, огромные деньги и человеческие ресурсы, вкладываемые государством в поддержание и развитие судебной системы (и тесно связанного с ней правоприменительного аппарата), должны с неизбежностью приводить к исполнению таких решений. Однако, как известно, статистика исполнения судебных актов в нашей стране носит удручающий характер: значительная часть вынесенных вердиктов либо не исполняется полностью, либо в той или иной степени саботируется сторонами. В чем же причина такого отношения граждан и бизнеса к судам? Только ли в правовом нигилизме дело?

На самом деле, ответ на этот вопрос до смешного прост: люди не готовы исполнять решение суда просто потому, что оно им не выгодно, не соответствует их интересам. Так, если я считаю, что принятое судом решение несправедливо, не учитывает моей конкретной жизненной ситуации – буду ли я его исполнять? Если у меня нет строгого правового императива (который в нашей стране у большинства сограждан отсутствует в принципе), то конечно, нет.

Медиация как способ разрешения споров

И тогда встает вопрос – как сделать так, чтобы решение учитывало мои интересы, то есть было гарантированно исполнимым? Особенно с учетом того, что эти внутренние интересы у всех разные: кому-то важно сберечь деньги и избежать банкротства, кому-то – защитить репутацию и не потерять клиентов, кому-то – не остаться без государственной поддержки… Таких мотиваторов может быть очень много, и именно они определяют те или иные юридические решения, которыми обычно стороны и оперируют в споре.

И здесь важно понимать, что тот или иной мотив может реализовываться в совершенно различных формах поведения. Так, если мы вернемся к тем же Маше и Саше, то с изрядным для себя удивлением можем обнаружить, что, например, Саша хочет получить сок из апельсина для утоления жажды, а Маша мечтает порадовать близких и испечь пирог с цукатами. Но ведь для первой потребности нет никакой нужды в кожуре, а во втором случае именно она и выступает предметом притязаний, поскольку обычно цукаты готовятся из внешней оболочки цитрусовых… То есть, смысл этой истории в том, что изначально дети ориентированы на апельсин в целом, который выступает, как будто, конечным и неделимым предметом их притязаний. Однако, если прояснить их реальные интересы-ценности, то становится понятным действительное положение дел.

Точно так же в деловой практике желание сохранить бизнес может быть реализовано как в форме простой человеческой просьбы сократить сумму долга, так и в формальном запросе о реструктуризации задолженности, или же в виде оспаривания изначального договора. Стремление сохранить репутацию можно выразить через рассказ о собственных достижениях, через обесценивание успеха конкурентов, а также через положительные отзывы клиентов. Сохранить финансовую помощь от государства можно посредством того, чтобы очернить других игроков рынка (даже спровоцировать их уголовное преследование!), а можно – найти формы взаимодействия и сотрудничества, которые позволят вместе противостоять безликой государственной машине…

Так или иначе, существует множество способов достичь того, что мы на самом деле желаем. Но проблема в том, что в пелене конфликта нам сложно разобрать, чего на самом деле хочет другой человек, а порой – и чего мы хотим сами. Очень часто бизнес перенасыщен планами, графиками, отчетностью, задачами, показателями, нормами и т.д. – но как редко мы задумываемся о том, ради чего все это… А в ситуации конфликта, тем более, люди не склонны говорить полно, точно и структурно – вместо этого они используют ассоциативное мышление и язык ненависти…

Функции и задачи медиатора

 

И вот, есть человек, который позволит нам рассеять этот морок бесконечной будничной суеты, стремительно перерастающей в конфликты. Имя ему – медиатор.

Его задача состоит в том, чтобы помочь людям и компаниям разобраться в том, что для них на самом деле важно, отделить существенное от малозначительного, снизить влияние эмоций на решения, «развести» факты и оценки, и т.д. Медиатор – это человек, вмешательство которого в коммуникацию должно делать ее ясной, прозрачной – подобно тому, как оседает муть на дне стакана после некоторого периода покоя. И тогда обнажаются подлинные цели, настоящие интересы, реальные мотивы… И это возможно только в присутствии человека, обладающего соответствующими навыками. Нельзя вытащить себя из болота конфликта подобно Мюнхгаузену, вцепившемуся в собственные волосы…

В результате включения медиатора как раз и может оказаться, например, что изначально агрессивное поведение одного человека носило, по сути, характер защиты своих интересов, но именно эти действия «зацепили» другую сторону. И можно увидеть, что те же самые интересы можно защитить совсем другим способом, который не ущемляет другого участника – например, повысить популярность своего бренда за счет выявления и демонстрации собственных конкурентных преимуществ, а не путем обесценивания и высмеивания политики других субъектов рынка…

Таким образом, важнейшее, что необходимо уяснить при знакомстве с медиацией как способом урегулирования споров – это то, что медиатор не предлагает никаких решений, не выносит суждений о правоте или виновности кого-либо, не дает правовых заключений и не выписывает рецептов. Медиатор «не лечит, не судит, не учит» © – он обеспечивает качество коммуникации сторон, позволяя им прорваться через эмоции и противоречия. Достигнутое же сторонами решение исполняется добровольно в силу его взаимовыгодности, ибо за счет тщательного анализа ситуации и понимания интересов сторон становится ясно, что все другие сценарии неоптимальны. И именно в этой добровольности исполнения ключевое отличие медиации от суда: ведь решение последнего обеспечивается не желанием сторон, а принуждением или его угрозой…

Преимущества медиации

 

Гарантирует ли медиация всеобщие мир, любовь и гармонию после проведения такой процедуры? Конечно, нет. Ибо ничего в нашей жизни гарантировать невозможно, и панацеи от конфликтов не существует. Но как минимум, выбирая этот путь вместо традиционного судебного разбирательства, стороны получают возможность:

  • сохранить контроль над решением, поскольку медиация не предполагает третьего лица, которое будет указывать сторонам, что они должны делать (функция медиатора состоит в оптимизации коммуникации, а не в предложении решения);
  • говорить не формально-юридическим языком, следуя жесткой процессуальной структуре, а разобраться в проблемной ситуации с помощью гибкой переговорной методики, управляемой опытным специалистом
  • отвлечься от жестких, однозначных позиций, которые загоняют ситуацию в тупик, и попробовать посмотреть на нее через призму всей совокупности своих реальных интересов.

Добровольный характер медиации позволит предотвратить злоупотребления со стороны медиатора (в любой момент из процедуры можно выйти), а ее конфиденциальность гарантирует, что информация о споре не попадет в открытые базы данных. Ориентация на взаимовыгодность решения позволит сохранить отношения. Кроме того, как правило, медиация позволяет урегулировать конфликт быстрее и дешевле, чем это происходит в судебном процессе.

Еще в 2014 Агентство стратегических инициатив указало медиатора как одну из самых перспективных профессий (https://files.asi.ru/iblock/ce8/ce82467fa9a2b9d99d1314475b297c3e/Atlas.pdf), и происходящие на рынке труда изменения (автоматизация, исчезновение традиционных профессий) только подтверждают этот вывод.

В итоге можно заключить, что медиация – это способ урегулирования споров и конфликтов, которому принадлежит будущее, а сама профессия медиатора – одна из немногих, которая не только не исчезнет в скором времени, но, по всей видимости, будет расти и развиваться – сообразно потребностям нового, информационного общества.

Автор: Сергей Хаванский, заместитель директора Академии Контрактных Отношений – руководитель Центра медиации в закупках

вернуться к списку новостей