«Академия Контрактных

Отношений» награждена

дипломом Минобрнауки

о присвоении статуса

федеральной инновационной

площадки, осуществляющей

повышение квалификации

или профессиональную

переподготовку специалистов

в сфере закупок товаров,

работ и услуг для обеспечения

государственных

и муниципальных нужд.

Диплом

Новый 
образовательный
онлайн продукт
«Закупки.
Антикризисный
пакет»

15 модулей
по 1000 ₽

Подробнее

Закажите обратный звонок!

Ваш консультант
по обучению перезвонит:
расскажет о программах
и методике обучения,
предложит ин­ди­ви­-
ду­аль­ные ре­ше­ни­я.

Ваша заявка отправлена!
Скоро мы с Вами свяжемся.

Ваша заявка отправлена!
Скоро мы с Вами свяжемся.

Сведения
об образовательной
организации
Заявка на обучение
Выберите обучение
из списка

Повыш. квалификации 32ч.

Повыш. квалификации 40ч.

Повыш. квалификации 72ч. для поставщиков

Повыш. квалификации 72ч. для ОПК

Повыш. квалификации 144ч.

Професс. переподготовка 256ч. "Специалист в сфере закупок"

Професс. переподготовка 300ч. "Эксперт в сфере закупок"

Професс. переподготовка 512ч. "Эксперт в сфере закупок"

Корпоративное обучение

Спецпрограмма "15 модулей"

Обучение журналистов

Медиация

Пройдите проверку
Нажимая кнопку "Отправить"
Вы даете согласие на обработку
персональных данных

Встретимся
на Форуме-выставке
"ГОСЗАКАЗ"
24-26 марта
2021 года!

Мы готовим новый формат
лектория, а пока Вы можете
узнать свой уровень знаний
в сфере закупок и побороться
за призы в приложении
"ГОСЗАКАЗ"

Новости

18.05.2021
Медиация в госзакупках с привлечением субподрядчиков
Как медиация может помочь разрешить запутанные споры с несколькими участниками
 
 

Применение медиации для урегулирования споров только между заказчиками и поставщиками (исполнителями), возникающих в рамках закупок для государственных и муниципальных нужд по 44-ФЗ – довольно узкая и специфическая практика. Чаще всего это оказывается уместным на стадии «полюбовного прощания» сторон. Но это не означает, что медиация тем самым «выбрасывается» за пределы круга отношений, связанных с госзакупками.

Одним из примеров, когда возникающий спор, связанный с заключением и исполнением госконтракта, может быть разрешен с помощью медиативной процедуры, касается сферы субподрядных отношений. Да, заказчика и исполнителя связывают нормы контрактного законодательства, практически не оставляющие места для свободного усмотрения сторон и формирования ими соглашения на основе собственных представлений. Однако, самого подрядчика (исполнителя, поставщика) с его деловыми партнерами связывают уже чисто гражданские правоотношения, свободные от жестких рамок законодательных предписаний.

Например, представим, что некая компания-поставщик впервые заключила в рамках 44-ФЗ договор, согласно которому она обязана поставлять питание для образовательных учреждений. Понятно, что в соответствии с условиями контракта сторонами зафиксированы все вероятные условия сделки: регулярность и объем поставок, размер и порядок оплаты, все самые возможные права и обязанности сторон. Значительная часть продуктов – скоропортящаяся, и потому цепочка поставки от производителя к поставщику и далее к заказчику должна быть максимально короткой. Также в соответствии с договоренностями, еда доставляется равными партиями по 900 кг силами поставщика до разгрузочной площадки пищеблока школы. При этом поставщик вправе нанять для этого транспортную компанию в качестве субподрядчика.
И вот в назначенный день первой поставки в офисе компании-поставщика раздается звонок из образовательного учреждения, и первыми же словами становятся обвинения в несоблюдении контракта и срыве поставки. Представитель школы возмущается, что машина прибыла позже установленного срока, не может проехать в ворота из-за габаритов, а водитель «ведет себя как хам». Таким образом, поведение поставщика, с одной стороны, довольно эмоционально, а с другой – изобилует юридическими угрозами: обращение в суд, оспаривание договора, занесение в реестр недобросовестных поставщиков и прочее.

Не ожидавший такого эмоционального поведения представитель поставщика, сразу опешив, в какой-то момент исполняется возмущения и жестко отвечает, что они готовы рассмотреть вопрос относительно времени прибытия груза, но вопросы ширины проезда и манеры общения водителя транспортной компании в договоре не были оговорены, в связи с чем претензии в этой части он считает исключительно проблемой самого заказчика.

Понятно, что при традиционном развитии событий далее последовал бы обмен разного рода юридическими бумагами со ссылками на законодательство и судебную практику.

В случае, если школа выступает в традиционном для многих госзаказчиков амплуа хозяина положения, а для поставщика участие в госзакупке – разовая акция, то со стороны обоих участников мы будем наблюдать стратегию поведения, которая по-английски называется «win-lose» («выигрыш-проигрыш», или борьба), суть которой состоит в максимальном преследовании собственных интересов с минимальным вниманием к позиции другой стороны. С практической точки зрения это могло бы выразиться в подаче исковых заявлений и возражений на них – причем не только в связи с конкретными претензиями, которые изначально озвучил заказчик, но и по любым другим поводам, лишь бы «победить».

Если же поставщик планирует продолжить участие в закупочной деятельности и риск попасть в число неблагонадежных партнеров для него значим, либо заказчик в силу тех или иных причин не может себе позволить потерять подрядчика, то тут рисунок взаимодействия начинает меняться, и стратегия становится обратной: «lose-win», или «проигрыш-выигрыш» (либо даже «lose-lose», «проигрыш-проигрыш»). При таком образе действий один из участников или оба ведут себя таким образом, чтобы максимально угодить другому участнику: признают его требования, готовы уплатить несоразмерную компенсацию и т.д. Казалось бы, в чем тогда проблема? А она в том, что, во-первых, непонятно, насколько рентабелен бизнес с такой стратегией; во-вторых, психологическое напряжение из-за недовольства собственными уступками будет заставлять «затаивать зло» и искать повода для мести, благодаря которой конфликт обязательно вспыхнет вновь – но позже и уже в другом аспекте отношений.

Единственная эффективная стратегия в данном случае (как и в любом конфликте в целом) – это все же наладить сотрудничество и попробовать поискать взаимовыгодное решение общей проблемы («win-win», «выигрыш-выигрыш»). Однако, в условиях юридических угроз и эмоциональных выпадов это порой бывает очень сложно: в какой-то момент контроль над ситуацией начинается теряться и место разума начинают занимать страх или гнев.

Если же, успевая фиксировать потерю управления ситуацией, участники противостояния пригласят внешнего переговорщика – медиатора (или используют в качестве такового кого-то из своих сотрудников), то может, например, вскрыться следующее.

Транспортная компания давно сотрудничает с поставщиком, правда перевозят они при этом обычно гораздо более тяжелые объемные и габаритные грузы. Вообще 100% бизнеса транспортной компании – это доставка товара весом от 3-х тонн, для чего ее автопарк оснащен автомобилями Isuzu, грузоподъемность которых составляет до 5-ти тонн.
Однако, используемые для проезда на территорию школы ворота имеют довольно узкий створ (что не оговаривалось при размещении заявки и заключении контракта), и въезд пятитонного грузовика на территорию образовательного учреждения невозможен. Именно с этой проблемой столкнулись водитель транспортной компании и сторож школы, который обратился к своему руководству.

А руководство уже было к этому моменту довольно «накручено», поскольку фургон с продуктами прибыл на час позже установленного срока, и питание детей на сегодня могло быть сорвано. Именно этим объясняется высокий уровень раздражения, с которым заместитель директора школы по хозяйственной части разговаривал с менеджером компании-поставщика.

В свою очередь, у транспортной компании есть свое объяснение. Поскольку все машины у них имеют грузоподъемность почти по 5 тонн, то загружать такой кузов на 1/5 нецелесообразно, и поэтому водитель вез грузы сразу в несколько точек города. И так получилось, что с точки зрения логистики школа оказалась последним пунктом назначения в этой цепочке. В результате, с учетом утреннего трафика и соответствующих дорожных затруднений, водитель к адресу доставки опоздал. Кроме того, школа расположена в той части города, где машины компании оказываются нечасто. В результате у них не получилось спрогнозировать дорожную обстановку в районе, следствием чего также стал тот самый простой в пробках.

Донести это до орущего завхоза было невозможно, и водитель даже не пытался – в результате чего у заказчика сложилось устойчивое впечатление, что поставщик вкупе со своим субподрядчиком наплевательски относятся к контракту. А следовательно, нельзя исключить повторение подобных накладок в будущем и, как следствие, дальнейшие проблемы с питанием учащихся.

Возможно, что вмешательство медиатора и создание им благоприятного психологического климата в ходе переговоров сторон смогло бы переломить изначально враждебный настрой контрагентов, и за счет этого все же представить друг другу чуть больше информации о реальных обстоятельствах возникшей ситуации. И тогда стороны изложили бы приведенные выше сведения, что (опять-таки, возможно!) позволило бы им убедиться в отсутствии злонамеренности у партнера, а следовательно, в возможности нахождения решения проблемы.

И здесь – о, чудо! – директор школы вспоминает, что в свое время они сами участвовали в доставке продуктов для школы, для чего использовали небольшой грузовик Hyundai Porter, чья грузоподъемность составляет чуть менее 1 тонны, а размеры как раз позволяют спокойно проехать на территорию школьного двора. Однако, машина уже длительное время стоит на заднем дворе, поскольку в свое время произошла довольно существенная поломка, на устранение которой у учебного заведения просто нет средств.

Зато, как выясняется, возможность ремонта имеется как раз у транспортной компании, которая содержит собственный штат квалифицированных механиков грузового автотранспорта. В итоге – этот автомобиль по договоренности между субподрядчиком и поставщиком за символическую сумму выкупается последним, который также приобретает запасные части для его ремонта, а транспортная компания производит бесплатный ремонт этой техники, который для нее связан с относительно незначительными затратами. Таким образом, теперь продукты питания доставляются в школу этим транспортом.

Приведенный пример – один из многочисленных вариантов развития событий, когда в сфере, связанной с контрактными отношениями, уместно и эффективно применение медиации. Остается надеяться, что в будущем число таких кейсов будет увеличиваться.

вернуться к списку новостей